Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 16:12

Сайт учителя изобразительного искусства Яицкой Надежды Александровны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [2]

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Методы и приемы активизации творческого мышления
05.02.2011, 08:29

Методы и приемы активизации творческого мышления:

Существует более трех десятков методов стимулирования творческого мышления. В разных источниках можно встретить различные попытки классифицировать методы. Большинство из них может быть отнесено к одной из двух групп:

1/ инструментальные – специфические методы, которые построены на групповом решении проблемы и которые помогают найти определенный способ организации мыслительной деятельности;

2/ личностные – неспецифические методы стимулирования, которые учат управлять своим поведением, формируют уверенность в себе и ощущение собственной силы. Это формы тренингов.

Более популярными и распространенными являются инструментальные методы, т.к. личностные методы требуют участия в их проведении подготовленного тренера.

Рассмотрим более подробно некоторые из инструментальных методов, варианты их использования в учебно-образовательном процессе.

1. Брейнсторминг или метод «мозгового штурма» или «мозговая атака» /автор Алекс Осборн, США 1938 год/. Этот метод представляет интерес как простейший способ коллективного поиска решений. Методика проведения содержит 4 шага:

-       постановка задачи,

-       выдвижение идей,

-       обсуждение идей,

-       принятие решений.

Можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. Эффект «коллективного ума» и возможности развивать идеи друг друга.

Темы мозгового штурма /варианты/:

-       Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?

-       Как спасти птиц в суровую зиму?

-       Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?

-       Придумайте насекомое с необычными свойствами.

-       У вас нет часов. Как определить время?

 2. Метод маевтики – метод контрольных вопросов. Родоначальником метода считается Сократ, поэтому есть еще одно название метода маевтики – это сократика. В переводе с греческого маевтика – повивальное искусство, в честь матери Сократа, которая была повивальной бабкой.

Суть метода – искусство диалога, т.е. отыскание истины путем пастановки вопросов, что позволяет активизировать мыслительную деятельность.

Методика проведения: 

-       формируется задача,

-       составляется список вопросов, проясняющих ситуацию и наводящих на решение,

-       задаются вопросы и даются ответы на них,

-       в процессе ответов формируется решение,

-       отбирается наилучшее решение.

Психологи считают, что наше мышление в значительной степени состоит из задаваемых вопросов и ответов на них. Именно с целью развития мышления надо учить детей правильно задавать вопросы, т.к. в психологии творчества умение ставить вопросы качество более ценное, чем способность на них отвечать. Стимулировать эту способность чрезвычайно важно. Для этого используются разные упражнения:

v  Беседа «Вопрос – ответ». После чтения рассказа, класс делится на две команды, 1 команда задает вопросы для выяснения, как 2-ая команда поняла содержание рассказа. Коллективно определяется лучший вопрос и лучший ответ.

v  Игра «Интервью». Используются картинки с изображением людей, животных. Дается задание задать вопросы тому, кто изображен на картинке либо попытаться ответить на вопросы, которые мог бы задать тебе тот, кто изображен на картинке.

v  Игра «Данетка». Цель: научить задавать вопросы, отыскивать критерии классификации. Достоинства: игра проста в проведении, легко варьируется уровень трудности.

«Угадай слово».    

Осень

Лето

Весна

Зима

Задав всего два вопроса, на которые надо ответить односложно «да» или «нет», можно угадать задуманное слово. Например, отгадывают слово «весна»: 1/слово, задуманное вами, записано справа от зеленой линии? Ответ «нет». 2/слово, задуманное вами, записано под синей линией? Ответ «да». Стратегия игры очень проста. С каждым ответом отсекается группа слов, уменьшается количество возможных ответов.

Варианты игры: «Угадай фигуру», «Угадай название планеты», «Угадай букву, число» и т.д. Дети с удовольствием сами придумывают игру.

1.               Метод синектики /от греческого вместе/ означает соединение разнородных предметов. Основной принцип синектики – получение знаний о малоизученном предмете путем переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то существенным признакам.

Главное – сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, сравнивать и классифицировать их. После чего путем сравнения признаков строить аналогии.

1/         число – цифра

               слово - ?  (книга, фраза, буква, рассказ)

 

2/           часы              градусник

               время                        ? (стекло, температура, больной, врач)

 

3/           птица – гнездо                   человек - ?

               утро – ночь                         лето - ?

               человек – ребенок собака - ?

Этот метод помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устраняет стереотипность мышления.

2.    Мышление по ассоциации.

Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое. Как бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками или свойствами другого объекта. Этим другим объектом может быть что угодно: системы из живой и неживой природы, сказочные герои, любые воспоминания, образ или символ, запах или звук.

Цель ассоциативного мышления – творческий синтез (создание новых оригинальных идей, стимулирование воображения, создание смысловых связей). Пример заданий:

1/ Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода:

тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, …

холод – снег, утро, морозный, полярный, …              

2/ Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов:

                          шкаф – дом

                          гвоздь – кирпич

3/ Поиск причин событий – даются ситуации, требуется определить приемы их возникновения.

4/ Задания по кодированию и декодированию звуков реальности.

Детям предлагается перевести язык живых природных звуков на язык символов, а потом с помощью памяти и воображения произвести его декодирование:

Изображение волнистой линии – шелест волн

Изображение падающих капель – случит весенняя капель

Изображение отпечатков следов кошки – крадется кошка и т.д.

5. Одним из эффективных средств развития творческого мышления являются эвристические задачи. Понятие «эвристика» восходит к Сократу (перевод с греческого – нахожу, отыскиваю, открываю). Эвристические задачи вовлекают детей в творческую поисковую деятельность, содействуют развитию многих обще интеллектуальных умений. Примеры:

1/ Алгоритмический язык стрелок (графический диктант «Путешествие черепахи» и др.)

2/ Игры со счетными палочками: возьмите столько палочек, чтобы можно было составить модель цифры четыре, переложи одну палочку так, чтобы получился рисунок квадрата, стульчика.Что нужно сделать, чтобы из модели цифры четыре получить рисунок флажка, направленного влево? 

В модели цифры четыре переложите одну палочку и положите еще одну, чтобы получилась первая буква в названии числа, которое следует при счете после числа четыре (пять)и ряд других аналогичных заданий.

3. Выводы

Важно подчеркнуть, что в работе над развитием творческого мышления очень важна роль взрослого. Работа идет в режиме «давайте решим вместе». Мы должны разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные варианты, помочь оценить правильность предложенных решений.

Главное – научить ребенка мыслить!

Категория: Мои файлы | Добавил: Nadin
Просмотров: 3949 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz