|
" Художник и окружающий мир. По законам красоты" 9 класс" Художник и окружающий мир. По законам красоты"
Цель: Понимание вопросов назначения искусства, законов красоты.
Задачи:
- разобраться в понятии «красота»;
- дальнейшее накопление знаний по искусству;
- посмотреть и проанализировать зрительный ряд, подвести учащихся к выполнению
творческого задания;
- пробудить интерес к произведениям искусства;
- выявить при помощи кроссворда знания учащихся о видах и жанрах искусства;
- воспитывать гармонично развитую личность, духовность, нравственность,
потребность встречи с прекрасным;
Форма урока: комбинированный урок.
Зрительный ряд:
- рисунок с изображением жизнедеятельности древних людей;
- репродукции с картин:
М.А. Врубеля «Царевна- Лебедь», «пан»
И.И. Левитана «Золотая осень»
Литературный ряд:
- Стихотворение Владимира Фирсова «Тяга к красоте»;
- Высказывание Ч. Дарвина об утрате красоты;
- Четверостишие Н. Заболотского из стихотворения «Некрасивая девочка»
- Стихотворение поэта Випокурова о пещерном человеке;
- Отрывок из сказки о царе Салтане А.С. Пушкина;
- Стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»;
- Высказывание Ф. М. Достоевского о красоте;
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей, задач урока.
3. Актуализация мышления (вспоминаем ранее изученный материал)
4. Вводная часть. Беседа «Что есть красота?»
5. Основная часть. Подготовка к выполнению творческих заданий: беседа «Первый
шаг в постижении красоты»
6. Творческие задания для учащихся.
а) Объявление задания.
б) Самостоятельная работа учащихся: выполнение творческих заданий по группам.
в) Анализ творческих заданий.
7. проведение итогов урока.
а) обобщение изученного материала.
б) Вывод, напутствие учащихся.
Х о д у р о к а
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей, задач урока.
- сегодня мы поговорим на тему: «Искусствознание. По законам красоты»
- цель этой беседы: понимание законов красоты.
- Основные задачи: разобраться в понятии «красота», выполнить творческое.
3. Актуализация мышления (вспоминаем ранее изученное).
- Очень хорошо, нам поможет в этом кроссворд.
По горизонтали
1. Основной язык рисунка
(графики) (линия)
2. Жанр изобразительного
искусства. (портрет)
3. Вид изобразительного
искусства. (графика)
4.Вид изобразительного искусства
основа которого – цвет.
(живопись)
.Вид изобразительного искусства
«ваяние» (скульптура)
По вертикали
6. Жанр изобразительного
искусства (натюрморт)
4. Вводная часть. Беседа «Что есть красота?»
- Мы часто слышим: красота правит миром.
И это правда, так как красота есть и в математике, и в конструкции машины, и в
спорте, и в шахматах, и во многом другом, что делают люди.
- Значит, эстетическая деятельность – это закон красоты.
- Вспомним гимнаста – его упражнения красивы, но он ни о чём не рассказывает –
он только выполняет свою спортивную задачу.
- А балерина? Она не просто танцует, - она изображает влюбленную девушку,
умирающего лебедя, злую колдунью, радость, скорбь.
Значит, здесь начинается искусство красоты, развиваются его законы.
- То же и в архитектуре: об одном здании мы скажем, что это просто дом,
произведение строительной техники, - пусть даже оно построено добротно.
О другом – что это художественное произведение, потому что оно не просто
защищает человека от внешней среды, но, сверх того, говорит нам о вкусах,
нравах, идеалах людей и о том времени, в котором они живут.
- А Чарльз Дарвин заметил: утрата красоты «равносильна утрате счастья.
- Так «..что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Давайте проанализируем эти строки.
- Как бы там ни было, но до сих пор нет конкретных определений на этот счёт.
Наверное, красота – это состояние души. Поэтому так велика тяга человека к
красоте, его стремление к прекрасному.
- Очень понятно об этом сказал поэт Владимир Фирсов:
Чтоб с днём грядущим
Быть на высоте,
Преодолев веков и свет, и тьму,
Цените, люди,
Тягу к красоте
Не менее, чем, красоту саму.
Что красота!
Пребудет и пройдет,
По сути дела – разная везде,
А тяга к красоте не подведет,
Извечная, как тяга к высоте.
5. Основная часть. Подготовка к творческому заданию. Беседа:
«Первый шаг в постижении красоты».
Понятие красоты зародилось в глубокой древности и развивалось на протяжении
веков, всегда вызывая слёзы умиления, счастья и гордости.
- Этот первый шаг в постижении красоты и тайны творчества был знаковым на пути
к Человеку.
И предстояло прошагать долгую и нелёгкую дорогу, чтобы научиться видеть красоту
мира, человеческого лица и рук, лесной травинки и высокой, зеленовато мерцающей
звезды.
- Перед нами – пейзажная и мифологическая живопись знаменитых русских
художников. Каждый из них внёс свою эстетику в понимание окружающего мира.
- В картине художника М.А. Врубеля
- «Царевна – Лебедь» мы как будто заглянули в сказочный мир, Где внезапно
появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка – птица, плывущая к далекому
таинственному берегу. Она оборачивается, и мы видим тонкое, нежное лицо,
печальные, загадочные, грустные глаза, таинственное мерцание драгоценных
камней. Невольно вспоминаешь слова А.С. Пушкина: «Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…»
- А на картине «Пан» того же художника мы видим античного бога лесов и пастбищ,
покровителя охотников и пастухов. Он, по греческой легенде, бродит по лесам и
горам, играя на изобретенной им свирели.
Но художник поселил его в русский мир: среди болот, лесных чащоб, тоненьких
трепетных березок, на фоне сумрачного неба с восходящим месяцем, И мы сразу
видим русского лешего: с корявой фигурой, заросшей шерстью, рожками на голове,
прозрачными голубыми глазами, вызывающими сострадание.
- Два образа: схожие внутренне, но разные внешне. И вот здесь не надо путать
красивость предмета и красоту изображения:
«Нарисовать прекрасного старика и прекрасно нарисовать старика – не одно и то
же» - говорит известное изречение.
- Художник И.И. Левитан в картине «Золотая осень» изобразил неширокую речку,
березовую рощу и отдельные деревья, вдали – за изумрудно-зеленой полоской озими
– деревня. Это - гимн русской природе, Руси. Это – особенная, лирическая, тихая
красота, красота грусти и светлой печали…
- А знаток русского леса – лесной богатырь, патриарх леса И.И. Шишкин в картине
«На севере диком…» показал совсем другую красоту - суровую, реалистичную. И мы
как бы слышим слова М.Б. Лермонтова:
6. Творческие заседания для учащихся.
а) объяснение задания.
Любой из нас обладает индивидуальными особенностями восприятия. А глядя на
произведения искусства, мы не просто смотрим на то, что изображено, а
вспоминаем жизненные впечатления, прочитанное, фантазируем, вносим свою
эстетику в понимание окружающего мира.
- Вот и вы попытайтесь сейчас выполнить следующее творческое задание:
«Путешествие в картину».
Представьте себе, что вы «вошли» в картину и увидели то , что там есть. Но
чтобы это увидеть, надо представить себя какаим-то предметом, изображением,
находящимся там, и словами этого предмета рассказать об увиденном, услышанном,
о своих впечатлениях и эмоциях. Итак, я в картине.
б) Самостоятельная работа учащимся; выполнение творческого задания
в) Анализ творческих заданий.
7. Подведение итогов урока.
а) Обобщение.
- Итак, в чем же мы попытались разобраться сегодня ?
( В понятии «красота», её основных законах).
- Что же вы для себя выяснили, услышали нового ?
- Какие же законы красоты мы вывели ?
1. Нельзя смешивать красивость предмета и красоту его изображения.
2. Эстетическая деятельность – это закон красоты
- Смогли мы дать определение красоте ?
(Нет , но мы поняли, что красота – это состояние души, это радость в
Нашей жизни.)
б) Вывод, напутствие учащимся:
- Итак, красота не только правит миром, «Красота спасет мир» -
сказал Ф. Достоевский, её сила велика и неиссякаема, и если мы
будем жить по законам красоты – мир станет чище и добрее.
- Спасибо за работу, до свидания!
|
Календарь |
---|
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|